Недавно на кейс-чемпионате по экономике среди школьников мы услышали более 150 презентаций команд со всей России. Наблюдали разные подачи. Каждая презентация произвела эффект. Кто-то получил заветные призовые места и возможность поступать на льготных основаниях в Высшую Школу Экономики. Кто-то остался ни с чем. Да, факторов много. Остановимся на ошибках, ярких моментах и рекомендациях. Поехали.
Что помогает произвести впечатление и делает презентацию заметной?
Выделю три момента:
- структура
- содержание
- дизайн/оформление
Структура – это основа презентации
Письменной или устной. Это логика. Это движение из пункта А в пункт Б. При этом, автору и читателю понятно: что, зачем и почему. Структура касается как всего документа и устной подачи, так и отдельного слайда.
Содержание
• Вроде самый простой пункт Мы же общаемся на одном языке. Но написанное иногда требует перевода. Так и хочется попросить: «Пожалуйста, скажите это простым языком!»
• Еще длина предложений просто изумляет. Ведь дети сами не выносят скуки, но продолжают ваять эти адовы простыни текста. Такие слайды не имеют шанса быть прочитанными.
• Сюда же идут ошибки в словах. Не стоит забывать, что презентация для кейс-чемпионата — это документ высокой значимости, поэтому необходима редактура. Ошибки бывают не только в словах, но и в цифрах. Когда миллионы превращаются в миллиарды. Казалась, что тут такого. Простая опечатка. Но это влияет.
Оформление
В плане дизайна одно пожелание – уйти от аляповатости. Смотришь работу, а в ней праздник всех шрифтов на свете. Классическая выдержанность спасает всегда. И вовсе не проблема, если нет сверхнавыка работы с тенями, анимацией, текстовым оформлением. Спасает структура подачи материала.
Но, похоже, детям привычно надергать фактов и примеров и рассовать абы как по слайдам презентации, нежели предварительно продумать порядок представления материала. Им просто не хватает умения поработать с темой, определить ключевые моменты, собрать самые важные примеры, чтобы представить проект или идею просто и понятно. Чтобы уставшие члены жюри поймали суть уже на 2-3 слайде.
И есть еще кое-что. Судьям хочется не только ясных формулировок и просчитанных бизнес-идей, но и живого языка, эмоций. Поэтому проект перед публикой стоит представлять как лучшего друга, которого непременно стоит принять в компанию. Потому что он классный, необыкновенный, сильный, живой. А это значит, что за сухими цифрами, четкой инфографикой нужны еще и слова, способные тронуть сердце, вызвать чувства. Ведь все мы хотим быть причастны к чему-то значимому.
Кто в жюри и как судят
Состав жюри на недавнем кейс-чемпионате в Вышке включал 8 комиссий. Это преподаватели, предприниматели, недавние выпускники акселераторов. Молодые и зрелые.
В каждой комиссии 3 человека, оценивающие проект дважды. На первом этапе каждый должен изучить презентации и выставить баллы по пяти номинациям. На втором этапе происходит то же самое, только команды делают презентацию проекта вживую.
В прошлом году предварительной обязательной оценки презентаций не проводилось. Поэтому можно было за счет личной харизмы вырваться вперед. Были такие ребята, от которых вау-эффект. Сейчас требования стали жестче.
За пару дней до финала прилетает список презентаций. Есть жесткий дедлайн, когда по каждой работе должны быть выставлены баллы именно за представление проекта в формате презентации.
Буду откровенной, взялась за них в последний день. В субботу после большого мастер-класс по сторителлингу взялась за работы. До этого все плотно расписано. Вечер. Я устала. И так с каждым из судейской команды.
И это важный момент, который нужно всегда держать в голове. Детям кажется, что все написанное будет прочитано. Как в школе с сочинением, когда учительница будет читать от начала до конца с невероятным желанием отметить все пропущенные или лишние запятые.
Здесь все по-взрослому. Впечатление складывается уже после 2-3 слайдов. Как при знакомстве. Оно либо «да», интересно, либо «нет».
Формат презентаций
Оформление
·Требования — сколько слайдов, какова структура и содержание, тайминг – все известно на старте. Важно следовать заданным ограничениям.
·Реализовать удается не всегда удачно. Хочется рассказать обо всем. Но подача требует лаконичности. Все должно быть по делу, сформулировано предельно ясно и без избыточных слов.
·Критически мыслить, структурировать информацию, аргументировать идеи – это сюда.
Устная презентация: что ждут в жюри простыми словами
· Презентация — это разговор. Все, что говорится, имеет смысл. Помнить – тебя слушают. Да, презентация – это общение, хоть и в режиме монолога. Говорим не для галочки у доски, глядя в пол или в потолок.
· В конкурсе участвуют еще больше сотни команд. Важно не только рассказать о проекте, хорошо бы увлечь, заинтересовать.
· Это игра, хоть и с высокими ставками. На случай проигрыша. Но вероятность призового места велика.
· Помнить про смыслы, которые мы хотим донести до людей. Картинки на слайдах помогают, поддерживают. Если он есть, конечно.
· Это вера в будущее. Именно это мы слышим в голосе докладчиков. Люди в жюри тоже люди, которым важно быть причастным к лучшему и осмысленному «завтра».
Четыре ошибки в устной презентации
1. Читать текст со слайда
· Это первое, что срочно стоит прекратить делать. Эксперты в жюри уже прочитали презентации заранее. Зачем устраивать бубниловку.
· Хочется разговора. Раскрытия цифр сухой статистики. Хочется образов. Иначе внимание от объема данных выключается.
· Текст на слайде и устная сопровождающая речь – это разные вещи. Слайд помогает понять главное, о чем докладчик говорит в данный момент. И еще — меньше текста ставить на слайд. Только самое важное.
2. Быть вялым
· Нельзя. Ни в коем случае нельзя приходить в состоянии вялой помятости тела и духа. Харизматичность здесь ни при чем. Я видела тихих, скромных девчонок из Благовещенска. Они включены настолько, что стекло звенит. На вопросы отвечают так, что хочется как можно скорее содействовать запуску предложенного ими проекта.
· Энергия обеспечивает мощную передачу смыслов. Она зажигает, вдохновляет. Окрыляет других. Энергичность привлекает и удерживает внимание на сути представляемой информации.
3. Самопрезентация – да-да, это важно
· Проверить фото участников проекта на качество и адекватность месту и времени.
· Проверить подписи под фотографиями с рассказом о себе. Это точно по теме проекта?
· Сформулировать заранее устную часть: кто я? Почему я здесь? Отобрать истории и факты, уместные для кейс-чемпионата по экономике. Связать себя с проектом и с будущим города, региона, страны. Чтобы быть уместным, интересным и запоминающимся.
4. Сделать ставку на импровизацию
Да, здорово, когда все выглядит так, будто происходит само собой, в потоке. Но командное выступление требует репетиций, четких ролей. И это верх мастерства, за которым подготовка с учетом: содержания, подачи, восприятия, ожиданий и рисков.
Риски устной презентации
Скорее всего, импровизировать придется. Расскажу о «возможностях», где это точно потребуется.
1. Командные выступления
Это всегда риск. Кто-то из команды не пришел, забил, заболел. Форс-мажоры случаются. Важно иметь план Б. Утешиться тоже есть чем – все плюшки достанутся тем, кто презентует проект здесь и сейчас. Кстати, вместо себя отправить случайного товарища не получится. Все члены команды, презентующие проект, предъявляют паспорт. Все по-взрослому.
2. Технические неполадки
Да, они могут возникнуть в любой момент и на пустом месте. Вот мой пример. Глупый, но уж как есть. Наша команда жюри сделала перерыв. При закрытии конференции в Zoom удалила всех неактивных участников. После перерыва эти ребята не могли попасть на платформу из-за бана. Нервничали все. В итоге время, нервы. Ребятам пришлось преодолеть неожиданные трудности. К счастью, все справились с этими сложностями.
3. Ожидание обратной связи
Да, стоит быть готовым как к вопросам после презентации, так и к их отсутствию. Как это истолковать? Здесь сложно. Презентация может быть слабой и в вопросах смысла нет. Или же обратное: все понятно благодаря исчерпывающей информации на слайдах и в устной презентации.
4. Разговор с пустотой
Да, это про выключенные экраны. Для детей бывает неожиданно оказаться в ситуации, когда они вещают, а никого в конференции из членов жюри не видно. Без смущений идем дальше и продолжаем вещать в пустоту с огоньком. Каждый делает свою работу.
Ух, много всего. Подытожу.
Самое важное для устной презентации:
· Распределить роли и отрепетировать. Это все-таки выступление.
· Не читать слово в слово – лучше рассказывать своими словами
· Быть в активном состоянии – этой энергией можно увлечь
· Быть готовым к форс-мажорам и иметь план Б
· Верить, что это важно и нужно. Хоть кому-то
· Говорит от сердца, ведь все разумные доводы уже на слайдах
Презентация – это мгновение. Готовишься к ней долго, а на представление идеи всего 7 минут. И это с вопросами. Важно в эти 7 минут зажечь. Даже если рассказывал об этом десяток раз или делаешь это впервые.
Да, от детей ожидает не меньше, чем от взрослых. Кейс-чемпионат по экономике объективно для сильных детей. Столько всего нужно уметь. А еще сделать проект и дойти до финала. Но победители получают по заслугам — льготы при поступлении в престижный вуз.