Вчера я спросила моих подростков на занятии, оставляют ли они выбранных главных героев, чтобы рассказывать о них дальше. Все браво подтвердили, кроме Лизы. Ее милая героиня, очаровательная лама, покинула наши ряды. 

Такая воспитанная. Любит рисовать. Хорошо учится. Иногда прогуливает школу.

На прошлом занятии я поделилась с Лизой сомнением, слишком уж герой правильный.

– Как? Но она же прогуливает уроки? – возмутился кто-то из группы.

– Ну и что? В случае нашей ламы это приемлемо. Она умная и взрослая, принимает самостоятельные решения и имеет веские причины прогуливать. Ей там скучно. Она сирота, никто не следит. Поэтому это не недостаток.

Занятие закончилось. Мне было любопытно, как будет развиваться тема с ламой дальше. Что придумает Лиза в итоге?

В результате главного персонажа сняли. А на его место...

Да, Лиза умудрилась меня удивить. Теперь в главных обнаружился орган. Признаюсь, в моей практике сочинительства такого еще не было. Глаза мои округлились. Да, поворот. Первая перемена на базовом курсе сторителлинга для подростков.

Мы погрузились в придумывание завязки и сюжетной линии. Потом делились тем, что получилось. Подошла очередь Лизы. С сюжетом определились – поиски нового дома, потому что старые владельцы покинули этот мир, дом разрушен и как-то нужно жить дальше.

Лиза начала задорно, но потом съехала в мир вещей и забот. Орган только и делал, что безропотно двигался от мусорки возле дома к свалке на окраине города. Пока не оказался погребенным под тоннами хлама и не был обнаружен археологами спустя сотни лет.

Я слушала Лизу и ловила другое.

– Ты уверена, что хочешь рассказать историю органа? Может, тебе больше интересны те люди, которые его отыщут и дадут новый дом? Кто же главный в твоей истории?

Лиза хотела об органе. Но как-то по привычке активный герой незаметно стал пассивным куском старой мебели, которого выталкивают из истории и жизни.

- Знаешь, мне в твоем рассказе слышится кое-что другое. Ты можешь использовать эти идеи, можешь выкинуть, переделать, поступить, как считаешь нужным. Орган – это символ чего-то основательного, большого, важного и не для всех. Это из прошлого. У него особый язык, непонятный и, возможно, занудный. Ты, например, упомянула, как кошки сели на его трубы. Он им что-то сказал, они сбежали. Может, это значит, что ему нужно научиться говорить по-другому. Чтобы его услышали, поняли. А если его поймут, то смогут помочь. Может, он такой важный, что считает недостойным общаться с воробьями, бомжами и котами. Но это все, что у него есть сейчас. Дальше только конец.

Лиза подняла бровь. Похоже, увидела выбранного героя иначе. Может, даже услышала его голос. Он же не просто так пришел к ней. Что-то важное есть в каждой придуманной истории. Нужно только научиться слушать себя.

С нетерпением и любопытством жду следующей встречи. Как оно все развернется? Сторителлинг для подростков продолжается.

Об авторе

Я основатель Лаборатории историй, где дети учатся придумывать и рассказывать собственные истории. За последние 10 лет я придумала и провела более двухсот мастер-классов и творческих встреч для младших школьников по чтению, сочинительству и письму. Все мои мероприятия построены на вовлечение детей в творческий обучающий процесс, развивают креативность и придают им уверенности. Я написала несколько книг для детей, а сейчас занимаюсь созданием образовательных игр. Подробнее обо мне можно прочитать здесь.

Следуй за мной в соцсетях:

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
>